Блок 1. Раздел 1. Тема 1

Создаем первый проект и разбираем код на Java:
Hello, World!

Начать программировать очень легко. Код каждой программы - это набор команд компьютеру. Вы буквально можете командовать - просто скажите компьютеру, что делать, и он сделает. Типичные команды - напечатать строчку, считать с клавиатуры число, что-то вычислить, сравнить два числа. Каждая команда открывает целый мир возможностей. Только начните - и вас уже ничто не остановит :)
Чтобы начать писать программу, первым делом нужно создать проект. В запущенном Netbeans (в Eclipse и других средах разработки все очень похоже) слева сверху нажмите на кнопку меню «Файл» и затем «Создать проект». В предложенном меню выберите «Java» среди прочих возможностей, а справа «Приложение Java». Жмем «Далее», выбираем имя проекта или просто соглашаемся. См. screen shot ниже. Проект готов! Чтобы его запустить, нажмите зеленый треугольник типа Play сверху экрана или F6. Поначалу текстовые программы будут печатать текст в окошке снизу и считывать текст с клавиатуры.

Если окна вывода (Run) не видно, то нажмите сверху в меню «Вид» и затем «Журнал среды IDE». Снизу появится окно «Журнал» и «Run» - выберите «Run» и там будет текст, который печатает ваша программа.
Внимательно прочтите этот код – он печатает пару строчек:
package javaapplication1;
public class JavaApplication1 {
         public static void main(String[] args) {
                 System.out.println ("Привет!");
                 System.out.println ("Как жизнь?");
         }  
}
  • Функция main – это и есть ваша программа. Всё, что написано в main, действительно вызовется, а если в main чего-то нет, то это и не произойдет. Содержание main указывается внутри фигурных скобок {}. Открывающая фигурная скобка { начинает блок кода, а закрывающая } – заканчивает.
  • Первые три строчки пока что считайте необходимым введением в программу, которое генерируется само собой и всегда одинаковое. Бегло поясним их основной смысл:

    • package javaapplication1 указывает, что мы пишем пакет кода проекта javaapplication1. Имя проекта вы задаете сами, когда создаете его.
    • public class JavaApplication1 указывает на то, что наш код находится в классе JavaApplication1. Описание класса начинается с открывающей скобки { и заканчивается закрывающей }. Внутри этих фигурных скобок могли бы быть еще функции кроме main, но мы их добавим на следующих уроках. Имя класса, содержащего main, должно совпадать с именем файла и проекта.
    • public static void main(String[] args) – строчка, говорящая, что здесь начинается функция main. Почему пишется public static void, мы разберём позже – бывает static функции и не-static функции, пока что не заморачивайтесь. В скобках указаны параметры String[] args, но мы пока их не будем использовать.
  • Сейчас в нашем main мы дважды вызываем функцию "распечатать строчку" - print line, сокращенно println:
System.out.println ("Привет!");
System.out.println ("Как жизнь?");
Слева указывается имя функции. В Java огромное количество всяких полезных функций, поэтому их разбили по тематическим группам. Группа функций называется классом. Например, есть класс System, содержащий множество системных функций, таких как распечатка текста out и считывание текста in с клавиатуры. Конкретнее out - поток вывода символов на экран, содержит в себе всё для распечатки отдельных символов и строчек. Итак, читаем System.out.println - в классе System взять поток вывода out, а в нем взять функцию println.

На первых порах можно просто считать, что System.out.println – это значит «распечатать». Но если вы даёте команду «распечатать», то конечно нужно указать конкретный текст, уточнить - «распечатать, а что именно?». Что именно вы хотите сделать указывается в скобках. Также и в русском языке – мы указываем в скобках, когда что-то уточняем. Ещё скобки означают «вызвать функцию» или «выполнить функцию». Функций в Java великое множество – от распечатки текста до отправки сообщений по сети интернет.

Общий вид, когда параметров несколько:
имя_функции (параметр1, параметр2);
Это значит вызвать функцию по данному имени с параметрами. Точка с запятой разделяет любые два предложения в Java. Функции были написаны заранее и включены в язык Java или же в одну из его библиотек.

Мы с вами сами также напишем свои функции и библиотеки. Принцип всегда один и тот же – за именем функции стоит её блок кода. Например, мы сейчас написали функцию main и её код – это распечатка двух строчек на экране. Этот main теперь можно вызывать, что и происходит, когда кто-то запускает нашу программу. Так и в будущем мы сможем писать свои функции и вызывать их по имени. А пока что будем пользоваться стандартными, включенными в язык Java.

Подумайте, какое благо – однажды программист из команды Java написал функцию print line, и теперь весь мир может пользоваться его трудом, и не нужно больше писать эту функцию с нуля, не нужно заново описывать поток вывода и так далее. Поэтому функции так популярны и необходимы – вы пишите их один раз, а затем просто вызываете по имени хоть сто раз, хоть миллион.
Самое главное мы уже освоили. Теперь время решать задачи. Ответьте на несколько вопросов, чтобы лучше усвоился новый материал:
Вопрос 1. Если что-то написать вне функции main, но саму main оставить пустой, то запустится ли такая программа?
Программа запустится, но ровным счетом ничего не произойдет, так как запускается только функция main. Либо нужно все же написать код в main - мы так будем делать поначалу для простоты, либо нужно сделать другие функции и классы, и в main просто запустить их. Сейчас мы так и сделали, запустив функцию распечатки - сама она описана в других классах языка Java. Так и в дальнейшем мы будем писать классы и функции отдельно, а в main просто запустим их по имени.
Вопрос 2. Что будет, если поставлена открывающая фигурная скобка {, но затем ниже по коду для нее нет закрывающей } ?
Компилятор (средство для перевода нашего кода в программу, которую можно запустить на компьютере) выдаст ошибку со словами "нет закрывающей фигурной скобки" или "фигурные скобки не сбалансированы". Такие сообщения об ошибках помогают программистам исправлять опечатки и логические ошибки в коде.
Задача 1. Создайте свой первый проект и распечатайте в нем что-нибудь. Можете последовать доброй традиции и напечатать "Здравствуй, мир!", или по-английски "Hello, world!"
Решение
Именно этот код приведен в начале данной темы, так что просто пройдите по всем пунктам, как было описано выше.
У нас есть задачник по ссылке - здесь. Но так как мы пока только начали, лучше изучить следующую тему.
В следующей теме
мы сразу сделаем текстовую игру